Как всегда, рынок франчайзинга ведет себя вопреки общим настроениям и ожиданиям.
Такая ситуация была в пандемию и постпандемийный период. Об этом я рассказывал еще в 2022 году. Данный интересный ролик можете посмотреть по ссылке:
https://victor-arhipov.ru/stati-i-sovety/post/rynok-franchajzinga-na-segodnya-avgust-2022g
Российский рынок франчайзинга имеет потенциал для существенного роста, но обстоятельства политического и экономического характера влияют на положение дел. Тем не менее, абсолютное большинство франшиз фиксируют рост своей сети.
По данным franshiza.ru, оборот рынка франчайзинга за 2023 год вырос на 14,5% до показателя 3,18 трлн рублей. Динамика положительная, многие франчайзеры отмечают рост количества чеков и рост среднего чека.
По итогам 2023 года, прибыль увеличилась у 69% франчайзинговых сетей.
Число занятых во франчайзинговых сетях увеличилось на 12%, по сравнению с 2022 годом
Количество новых франшиз, за 2023 год выросло на 6% по отношению к 2022 году.
Основная доля франшиз на начало 2024 года – это региональные проекты.
Доля франчайзинговых проектов со штаб-квартирой в Москве составляет 20%. Значительное число упакованных франшиз из Новосибирска, Казани, Нижнего Новгорода, Перми.
По-прежнему самые популярные франшизы - это франшизы с инвестициями от 1 до 3 млн рублей.
Наиболее популярные категории: «Детские», «Фаст-фуд и стрит-фуд» и «Отдых и развлечения». На них приходится, в общей сложности около 50%
Так же хорошо себя показывают франшизы категорий «Кафе и рестораны», «Спорт», «Кофейни» и «Интернет-магазины».
Отдельно выделю категорию товаров для творчества. Основываясь на данных рынка и на показателях своего магазина ОлинДом (https://olindom.ru/) могу утверждать, что спрос на товары данного направления растет с каждым годом. А стремительно растущие продажи такого отдельного вида товара, как алмазная мозаика, связан еще и с тем, что любители данного хобби и творчества, все чаще превращают его в отдельный источник дохода, когда продают готовую работу.
Россияне стали активнее рисовать и обращаться к арт-терапевтам, узнали «Известия». В Wildberries отмечают повышение продаж товаров для творчества на 132% в I квартале 2023 года. А OZON говорит о 16-процентном годовом росте.
Соответственно франшизы данной категории можно упаковывать, и покупать с расчетом на хорошую прибыльность.
Об одной, успешно развивающейся франшизе магазинов, представляющих товары для творчества, я расскажу в следующей публикации. Речь пойдет о международном бренде и производителе «Цветной». Его создатели– Александра и Оринтас Каспарас. Они смогли создать не просто сеть фирменных франчайзинговых магазинов компании в России и Европе, но и сформировать интересный, свежий и уникальный концепт творческого бизнеса.
Возвращаясь к общим тенденциям развития франчайзинга в России, стоит упомянуть и об одной из негативных сторон бизнеса в целом - назревает нежданная, существенная проблема, которая будет только усугубляться в ближайшем будущем – нехватка квалифицированных кадров.
И несмотря на то, что борьба за сотрудников заставляет работодателей перманентно повышать заработную плату без привязки к эффективности труда, общей проблемы это не решает. Как мне, с горечью, сказала владелица одного медицинского детского центра: «Виктор Николаевич, какие молодые специалисты… . Людей нормальных нет!».
Тем не менее, франчайзеры смотрят на 2024 год с оптимизмом и ожидают роста сети.
Этому, в том числе, способствует все больше проявляющая себя поддержка бизнеса от государства. Подробней на эту тему напишу в следующих публикациях.
Ожидаемый рост оборота рынка франчайзинга за 2024 год
в России – 14-16% к 2023 году. По отдельным направлениям до 23%!
Напомню для скептиков:
«Плохие времена часто дают прекрасные возможности»
Дональд Трамп
Узнать подробней о франчайзинге и избежать ошибок поможет серия очерков, вот ссылка (найдите нужную тему и смотрите/слушайте):
https://victor-arhipov.ru/franchajzing-prostymi-slovami-tematicheskoe-video
Будут вопросы – не стесняйтесь, звоните, пишите.
Успехов, не болейте.
Виктор Архипов
Партнер компании Franchising Time